Геннадий Варф (studiapriz) wrote in to_priz,
Геннадий Варф
studiapriz
to_priz

Categories:

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Рябушкин Андрей Петрович (1861-1904).

Оригинал взят: http://www.liveinternet.ru/users/5124893/post411808665



Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых страстей" (М. В. Нестеров), А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со свойственным ему природным чувством декоративности представил быт Древней Руси.

«Портрет А.П.Рябушкина»Государственный Русский музей
Матэ Василий Васильевич
Портрет А.П.Рябушкина
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца. Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю, он оказался в МУЖВЗ (1875-82).

Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии. 1880.jpg
«Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии»
1880
Эскиз-вариант
Холст, масло. 25.2 x 57.2 см
Государственная Третьяковская галерея


Ноев ковчег. 1882.jpg
«Ноев ковчег»
1882
Государственный Русский музей
После смерти своего учителя, В. Г. Перова, Рябушкин продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).

Голгофа (Снятие с креста). 1890.jpg
«Голгофа (Снятие с креста)»
1890
Холст, масло. 240 x 429 см
Государственная Третьяковская галерея

Работы его неизменно отмечались наградами, однако за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М. Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную поездку, правда, сроком не на три, а на два года.

Возвращение с ярмарки. 1886.jpg
«Возвращение с ярмарки»
1886
Этюд для неосуществленной картины "Возвращение с ярмарки"
Холст, масло. 26.5 x 69.8 см
Государственная Третьяковская галерея



И Рябушкин отправился по старым городам России. Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов, Кострому, Нижний Новгород.

Воскресный день. 1889.jpg
«Воскресный день»
1889
Холст, масло. 38.8 x 60.7 см
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Новгород



Везде он пишет этюды церквей, копирует фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни (журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой жизни. Этим редким даром он напоминает В. И. Сурикова.

Кабак. 1891.jpg
«Кабак»
1891
Картон, масло. 39 x 64 см
Государственная Третьяковская галерея


Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии. 1890-1891.jpg
Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии. 1890-1891

Художник поселяется под Петербургом, недалеко от станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь в специально для него построенном доме с мастерской он начинает самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных полков Петра 1 и стрельцы в кабаке).

Потешные Петра I в кружале. 1892.jpg
«Потешные Петра I в кружале»
1892
Холст, масло. 105 x 237 см
Государственная Третьяковская галерея

Живопись этих полотен еще по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты на выставки передвижников.

Но следующую картину, в которой художник наконец нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее, все действие заключается в бездействии - в "думании" о государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки. Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.

Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате. 1893.jpg
«Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате»
1893
Холст, масло 146,8 х 233
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1895 г. художник показывает большое полотно "Московская улица XVII века в праздничный день". Среди старинной архитектуры, наряженные в старинные костюмы, бредут по колено в грязи непролазной мужчины и женщины, списанные Рябушкиным с крестьян деревни, где он жил.

Московская улица XVII века в праздничный день. 1895.jpg
«Московская улица XVII века в праздничный день»
1895.
Холст, масло 204 х 390
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

На лицах - печать извечных житейских проблем. Обычный холодный осенний денек. Обычное передвижническое противопоставление нищеты одних и бездушного эгоизма других. Рябушкин то более склоняется к жанру, как в этой картине, то к внешней красоте старого быта - "Русские женщины XVII века в церкви" (1899). Здесь необыкновенно красивое цветовое соединение ярких узорчатых тканей - синих, желтых, разных оттенков красного; золото волос, венцов, парчовых головных уборов сопоставляется с охристо-зелено-синей росписью стен церкви, с узорами цветных стекол в окнах.

Русские женщины XVII столетия в церкви. 1899.jpg
«Русские женщины 17 столетия в церкви»
1899
Холст, масло 53,5 х 68,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Эти две картины и "Семья купца в XVII веке" (1896) получили почетный отзыв на Всемирной выставке в Париже в 1900 г.

Семья купца в XVII веке. 1896.jpg
«Семья купца в XVII веке»
1896.
Холст, масло 143 х 213
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Рябушкин приобретает большую известность. Его ценят и И. Е. Репин, В. Д. Поленов, и "мирискусники", на выставках которых он какое-то время показывает свои работы. Правда, у них он не прижился и примкнул впоследствии к объединению "36 художников".

Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских. 1898.jpg
«Девушка-чернавушка побивает мужиков новгородских»
1898
Эскиз иллюстрации к былине о Василии Буслаеве для журнала "Шут"
Бумага, акварель, тушь, перо. 19.7 x 27.2 см
Государственный Русский музей

Михайловская улица в Новгороде. 1899.jpg
«Михайловская улица в Новгороде»
1899
Этюд
Холст, масло. 13.8 x 21.6 см
Государственная Третьяковская галерея


Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века). 1901.jpg
«Едут. Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце 17 века»
1901
Холст, масло 36,6 х 54,4
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Самая известная из поздних работ Рябушкина - "Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)" (1901).

Свадебный поезд в Москве (XVII столетие). 1901.jpg
«Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)»
1901.
Холст, масло 90 х 206,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Подобно сказочному видению проносится по улице красный свадебный возок, сопровождаемый скороходами и всадниками. Вокруг - нарядные прохожие, привыкшие к такому зрелищу. Пейзаж почти саврасовский: ранняя весна, маленькая белая, вся в кокошниках церковь вдали освещена закатным солнцем, темные деревянные постройки вокруг, лужа на переднем плане, тронутая тонким льдом. Изображал Рябушкин и современную деревню, но без былой поэтизации, - он хорошо видел, как разрушается старый уклад ("Втерся парень в хоровод, ну старуха охать...", 1902)

Втерся парень в хоровод, ну старуха охать. 1902.jpg
«Втерся парень в хоровод...»
1902
Холст, масло 82 х 103,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В гуаши "Чаепитие" (1903) члены одной семьи навеки отделены друг от друга соперничеством, завистью, денежными интересами, эгоизмом.

Чаепитие. 1903.jpg
«Чаепитие»
1903
Холст, масло
Частное собрание


Московская девушка XVII века (В праздничный день). 1903.jpg
«Московская девушка XVII века»
1903.
Картон, масло 48 х 26
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Зимнее утро. 1903.jpg
«Зимнее утро»
1903
Картон, гуашь. 21.6 x 43.9 см
Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

Среди последних работ художника есть одна, которую можно назвать символической. Это крошечный пейзаж "Новгородская церковь". На голом холме, открытом всем ветрам, стоит, как одинокий воин, старинный храм. Ветхие избы, словно вросшие в землю, даже не поднимаются над линией горизонта.

Новгородская церковь. 1903.jpg
«Церковь»
1903
Холст, масло 31 х 48
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Умер Рябушкин всего сорока трех лет от туберкулеза легких в усадьбе родственника Тюменева - В. В. Беляева, где художник прожил последние три года. Ему удалось сделать много, но возникает ощущение, что он сказал не все, что мог.

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3664629
http://www.artsait.ru/art/r/rybushkin/main.htm
https://gallerix.ru/storeroom/1974404551/


Tags: Русское искусство.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments